Последнее время часто приходится слышать критику метода кодирования алкогольной зависимости (кодирование по Довженко). Якобы «кодирование разрушает психику...», «пациенты держаться только на страхе смерти...», «людям навязывается чужая воля...», «необратимо нарушаются психические процессы...», «кодирование алкоголизма в других странах запрещено...» и т.д.
Конечно, метод кодирования не лишен своих недостатков и не является панацеей, но именно в России является массовой и самой востребованной методикой. Плюсом является относительно низкая стоимость процедуры и высокая эффективность у мотивированных пациентов. Тем более, что в последнее время методико кодирования по Довженко модифицировалась, из нее ушли устрашающие и напрягающие психику напутственные формулы, и элементы «культа личности» психотерапевта («верьте мне — я беру все ваши проблемы на себя»). Важным является дополнение классических запретительных формул ресурсами духовных составляющих личности, а так же возможность веры в Бога и Высшие Силы.
Интересный опыт совмещения храмовых ритуальных действий и кодирования (стрессовая психотерапия) алкоголизма разработан и успешно примняется психотерапевтом Григорьевым (г.Санкт — Петербург), когда в сеансе психотерапии участвуют не только врачи- психотерапевты, но и православные священники, и хор духовной музыки. Проводятся ритуальные богослужения. Данная методика является удачным сочетанием лечения алкоголизма методами светской и православной психотерапии и получила благославление митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского. Патологическим изменениям в личности больного алкоголизмом противостоит сложная многоуровневая система. Сохроняются основные элементы стрессопсихотерапии по Довженко. Отличие состоит в том, что больной алкоголизмом перестает быть пассивной статической фигурой, которую «излечивает» врач, а стимулируется к активной работе над собой, над своей личностью, над своей душой. При этой методике пациент воспринимается не только с медицинской точки зрения как больной алкоголизмом, но и как человек, совершивший «грехопадение в болезнь». Таким образом пациент становиться не только больным алкоголизмом, нуждающимся в медицинской помощи, но и страждущим грешником. Поэтому он имеет не только право на медицинскую помощь, но и обязаноость быть человеком. Церковное участие помогает в интенсивной форме больным алкольной зависимостью пройти несколько шагов, характерных для системы анонимных алкоголиков, таким образом в сердцивине метода кодирования алкогольной зависимости (лечения) лежит не просто вынужденное воздержание от алкоголя под страхом, а больше духовное возрождение и восстановление, переход личности на более зрелый уровень функционирования.
Методика проводится в несколько этапов и длится несколько часов.
Обычно идет работа в больших группах по 500 — 600 человек. На первом этапе проводится сбор пациентов и членов их семей, пациенты проникаются важностью и торжественностью момента. На втором этапе идет беседа руководителя сеанса с группой в виде живой дисскуссии о вреде алкоголизма, о возможности гипноза и саморегуляции. На третье этапе идет проповедь священника, которая переходит в антиалкогольный молебен и заканчивается клятвой пациентов перед богом не употреблять спиртные напитки в течение определенного срока. На четвертом этапе жестконаправленная сугестия (внушение) по Довженко, из которой исключены некоторые особо жесткие элементы. Последний, пятый этап, проводится ассистентами психотерапевта и аналогичен обряду инициации или посвящения. Во вемя этой процедуры с помощью специальных технических приемов вербального воздействия (внушения) и сенсорной стимуляции точек выхода нервов, которые имеют ядра в подкоркрвых отделах головного мозга, закрепляется зарок на трезвость, срок которого определяется самим пациентом (обычно от 1 года до 5 лет).
Следует отметить, что метод наиболее эффективен у пациентов со зрелой личностью, верой в возможность в собственное духовное возрождение.
Метод противопоказан при злокачественном течение алкогольной зависимости, не сформированных и незрелых личностных структурах, припассивной личностной позиции.